Городской агломерацией является компактная и многообразная система территориальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система поселений связана между собой производственными, трудовыми, транспортными, рекреационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемещение сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т.д.
Образование агломераций возможно двумя путями: "от города" и "от района". Агломеризация "от города" предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация "от района" осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по своему экономическому потенциалу к центральному городу. Городская агломеризация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя с ними единый хозяйственный комплекс.
В нашей стране основная часть городских агломераций сформировалась в 1930 – 1950-е гг. благодаря форсированной индустриализации.
Неотъемлемый признак городской агломерации – маятниковая миграция, охватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего значительное экономическое влияние на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 г., когда были выделены 9 городских агломераций: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959-1989 гг. их число увеличилось до 49 и включало в себя 332 города. Центрами городских агломераций в современной России являются города-миллионники, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некоторые другие.
Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений – создание мегаполисов.
Поселок Город Городская агломерация Мегаполис
Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В России можно говорить о двух особо крупных мегаполисах, расположенных вокруг Москвы и Санкт-Петербурга.
Процесс урбанизации крайне обострил проблемы городов. Возник особый городской образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т.д. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания. Пригороды постепенно превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов пригородной зоны на предприятия города. В пригородах сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города.
Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на окружающую территорию, которую называют пригородной зоной. Без нее город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.
Исторически пригородная зона концентрировалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В них, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Посад размещался рядом с городом (кремлем).
Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем:
- для города с населением свыше 1 млн человек – 35-50 км;
- с населением 0,5 – 1 млн человек – 25-30 км;
- с населением 0,1 – 0,5 млн человек – 20-25 км.
Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города, обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижению нагрузки на природу.
Стадии изменения соотношения численности населения города и пригородной зоны:
1. Урбанизация – рост центрального города за счет пригородной зоны.
2. Дезурбанизация – уменьшение населения центра города за счет окраин.
Материалы по географии:
Агломерация Большого Мехико
Мехико – самая древняя из столиц Западного полушария. Город был основан индейцами-ацтеками в 1325 г. под названием Теночтитлан на острове в озере Тескоко. К началу испанских завоеваний Теночтитлан стал одним из крупне- йших городов мира с населением 300 тыс. (по другим данным – 500 тыс.) человек. П ...
Горные области и провинции
В пределах Байкальской горной страны выделено четыре физико-географические области: Северо-байкальские нагорья (сюда включается и Алданское нагорье), область Байкальского рифта, Западное и Центральное Забайкалье, Восточное Забайкалье (или Даурская область). Среди них наиболее контрастны и уникальны ...
Морские порты страны-импортёр
Лос-Анджелес Широта 33° 43' сев.; долгота 188° 16' зап. Численность населения: город Лос-Анджелес - 2 067 000 человек, район порта – 750 000 человек. Ввоз: каучук, кофе, удобрения, химикалии, твердая древесина, копра, пенька, жмыхи, жгут, газетная бумага, целлюлоза, железо , сталь, генеральные груз ...