В области регулирования миграций перед нашим государством стоит немало важных проблем, которые нужно решать. Современной России присуще крайне неравномерное территориальное распределение производительных сил. Дезинтеграционные процессы на рынке труда и существование локально замкнутых региональных рынков труда обусловливают сохранение очагов застойной безработицы, в то время как уже в настоящее время в ряде регионов наблюдается нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. Регионы, в которых ситуация на рынке труда благоприятна, нередко соседствуют с кризисными регионами. В целом, по оценкам экспертов, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000–2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения — основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007–20025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек.
Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.
Последнее еще больше обостряет проблему повышения территориальной мобильности населения в России.
Таким образом, перераспределение трудовых ресурсов по территории страны с учетом потребностей национальной экономики и интересов национальной безопасности России является необходимым условием для обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития в XXI веке.
Теоретически механизмом такого перераспределения населения должна выступать внутренняя миграция населения, призванная сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Как следствие, внутренняя миграция сама по себе не может стать реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации уровней социально-экономического развития. Последнее обусловливает необходимость проведения специальной государственной политики на федеральном и региональном уровнях, направленной на повышение внутренней миграционной подвижности населения и, соответственно, разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области внутренней миграции населения.
Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по стимулированию или ограничению перемещений населения внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов.[23]
Сегодняшняя миграционная политика в России отличается фрагментарностью, тактикой "латания дыр", ресурсной необеспеченностью.
В ряду наиболее значимых обстоятельств, обусловливающих такую ситуацию, выделяется слабое научное представление о сути миграции, ее природе и региональной специфике.
Миграция, ставшая в последнее время объектом исследований в рамках многих гуманитарных дисциплин, до сих пор не находит целостного научного объяснения.
Материалы по географии:
Государственное устройство Дании
Да́ния (дат. Danmark [ˈd̥ænmɑɡ̊],) — скандинавское государство в Северной Европе, старший член содружества государств Королевство Дания, в которое также входят Фарерские острова и Гренландия. Самая южная из скандинавских стран, расположенная на юго-западе от Швец ...
Государства Прибалтики. Особенности развития и перспективы
сотрудничества
Прибалтика включает в себя Литву, Латвию,Эстонию. Климат мягкий влажный. Площадь Литвы - 65,2 тыс. кв. км. Насел. ~3,5 млн. чел. 56 городов. Столица - Вильнюс. ~1/2 площади занимает Среднелитовская низменность. Высшая точка - гора Юозапине (292 м.). Самая большая река - Неман. 1/4 тер-ии Литвы зани ...
Общие сведения о регионе
Тульская область — административно-территориальное образование, входящее в состав Российской Федерации. Дата образования- 26 сентября 1937 г. при разукрупнении Московской области. Ее предшественница — Тульская губерния, образованная указом императрицы Екатерины II, просуществовала с 1777 по 1929 г. ...