Сама по себе смерть не рассматривается тайцами в качестве горя от потери близкого человека и считается естественным переходом из одного состояния бытия в другое, сопряженным с избавлением от страданий в этой жизни и приобретением состояния «сабай-сабай», то есть полного комфорта. В каком-то определенном смысле за усопшего можно даже порадоваться — он не испытывает физических мучений, он прошел очередной цикл своей кармы и вступил на новый круг существования своей души. Его провожают с почестями, и хранят о нем светлую память. Время прощания (три, пять или семь дней) зависит от дня недели, когда умер человек. Во-первых, нечетные числа считаются в Таиланде счастливыми, поэтому надо выдержать именно этот порядок времени прощания и совершения ритуалов. Во-вторых, нельзя хоронить, то есть кремировать по четвергам, субботам и понедельникам, поскольку каждый четверг — праздник, День Учителя, а суббота и понедельник — законные выходные у служащих похоронных служб. Из этих соображений высчитывается количество дней прощания с покойным. В эти дни в дом приглашают четырех монахов для совершения прощальных обрядов. Цифра «4» знаменует смерть, поэтому данное количество монахов возможно увидеть в доме только в одном случае. Приглашение монахов — это тхам бун, совершение благих поступков и получение заслуг для своей кармы, то есть дело святое.
Пхракот
Пока народ днем готовит еду, сооружает и украшает лафет высотой около 4-х-5-ти метров, слушает музыку, выпивает и закусывает, у гроба с телом несут круглосуточную вахту минимум два человека. Рядом с гробом ставят свечи, и эти бессменные дежурные следят за их огнем. Если вдруг какая-либо из свечей гаснет, это означает, что душа покойника неспокойна, и необходимо просить монахов проводить дополнительные ритуалы. Плохой приметой считается, если черная кошка перепрыгнет через гроб с покойником или, что еще хуже, ляжет ему на грудь. Это может означать, что дух Маттьурат, который приходит за душой усопшего, может отказаться от нее по ряду причин, и душа останется на земле в виде злого духа или духа неудовлетворения Прет. В данном случае покойника нельзя кремировать без проведения соответствующих ритуалов, для чего нанимают специальных старцев пхутхау пхуке, которые проводят эти ритуалы и просят помощи у небес.
Покойнику обязательно кладут в рот монетку для духов. В старые времена клали золото. После кремации служащие получали этот расплавленный кусочек золота в качестве оплаты своих услуг. А непосредственно перед кремацией над головой усопшего разбивают кокос — символ головы, откуда должен выйти дух-хранитель Кхван, сопровождающий человека всю его жизнь, — а затем поливают тело соком кокоса, так как этот сок является символом чистоты.
В последний день похоронных ритуалов, после обильных подаяний монахам, после красивой кремации с фейерверками и петардами, все родственники, близкие, знакомые и соседи усопшего поминают его обильным застольем. Поздней ночью праздник смерти подходит к концу.
Традиционно тайские города и деревни возводили у водоемов — рек и озёр. Близость дома к воде была принципиальной. Дама строили на сваях, поскольку во время сезона дождей уровень воды в реках заметно повышался. С возведением дома связан праздник закладки первой сваи. В настоящее время у новостроек можно увидеть сваю, обвязанную разноцветными ленточками — это древняя традиция привлечения добрых духов, которые в последствии будут охранять дом. Важным условием при возведении дома является его ориентация по частям света. Традиционно входная дверь располагалась с восточной стороны. Спальные комнаты строились так, чтобы люди спали вдоль короткой стены, причем ногами исключительно на запад. Запад ассоциируется со смертью, что неудивительно, ибо солнце — источник жизни — «умирает» на западе. В настоящее время эта традиция не соблюдается так строго, современные дома строят по другим критериям, хотя вряд ли кто из тайцев ляжет спать головой на запад даже в новых домах. В доме может лежать головой на запад только покойник. Зато спальные места по-прежнему ориентированы вдоль короткой стены спальни. Во-первых, при необходимости в комнате может уместиться большее количество людей. Во-вторых, спальня организовывалась таким образом, чтобы короткая стена прямоугольного помещения была перпендикулярна коньковому брусу.
Материалы по географии:
Экономическая оценка природных ресурсов территории
Псковская область богата лесами, совокупная площадь которых составляет 2450 га. Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать 3,5 млн. куб. м. древесины ежегодно, однако реально осваиваются лишь 30% возможного[2]. Область богата и другими природными ресурсами, такими как: глины, пески, песчаный известн ...
Угледобывающая промышленность
В настоящее время добыча угля в СЗФО ведется только в пределах Печорского угольного бассейна. В годы Великой Отечественной войны в бассейне было заложено 33 шахты проектной мощностью 8 млн. т, в том числе в Воркуте - 19 (5,9 млн. т), Инте - 12 (1,9 млн. т), на Кожиме - 2 (200 тыс. т.) [1, с.78]. Ма ...
Краткая характеристика региона
Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Hовосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168.0 тыс.кв.км. В крае преобладает два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке горный, на западе - степной, значительные пло ...