Новые концепции региона

Страница 5

До сих пор в изложении мы стремились к возможно более общей формулировке представлений о территориальной организации, что позволило бы использовать выделенные категории в самых различных ветвях географии и смежных наук. Но постановка проблемы развития и задачи исторической типологии как отражения этого развития требуют уточнения, о каких материальных объектах пойдет речь. Экономико-географическая подготовка позволила нам выдвинуть гипотезу развития только социально-экономических аспектов территориальной организации (1, 2). Физико-географическпе аспекты развития территориальной организации нуждаются в специальном исследовании.

Моделирование территориальной организации общества и природы. Модель, изображенная на рисунке, имеет значительный потенциал для описания изменчивости территориальной организации в пространстве, отчасти и во времени.

Представим себе профиль на географической карте, проходящий через ряд экологических комплексов - 1, 2, 3 .n. В каждом из них сосуществуют разнородные объекты (они показаны на рисунке различными латинскими буквами), вступающие между собой в экологические взаимодействия (на рисунке А показаны вертикальными линиями). Горизонтальные линии на рисунке отражают адвективные взаимодействия между экологическими комплексами, расположенными по избранному профилю. Помещенные на рисунке подмодели иерархии социально-культурных (Б) и экономических (В) связей отражают то принципиальное положение, что в каждом из видов адвективных взаимодействий складывается особая иерархия, которая должна исследоваться и показываться на графической модели особо.

Нижняя строка на общей модели показывает дифференциацию экологических комплексов по их индивидуальным (1, 2, 3 . п) особенностям, а также по основным типам — природные, сельские, городские (возможна и более детальная классификация). Знак степени у символа городского комплекса показывает верхний уровень в иерархии адвективных взаимодействий, на который выходят связи данного города (например, степени 1—10 для мезорегионального уровня, 11—20 для макрорегио-нального, 21—30 для глобального).

В модели нашла также отражение неодинаковая значимость различных агентов в экологических комплексах, различных экологических комплексов в адвективных системах. Векторы указывают направления преобладающих воздействий (от ведущих к зависимым агентам и комплексам). Следуя направлению векторов, можно обнаружить цепные реакции, захватывающие как адвективные, так и экологические взаимодействия. Например, антропогенные изменения природы в экологическом комплексе 6R через цепочку преобладающих воздействий оказываются зависимыми от тенденций развития хозяйства в комплексе 4U.

С помощью цифровых индексов под буквенными символами агентов территориальной организации показана дифференциация их состояний от места к месту, обусловленная различным генезисом (адаптация к условиям “своего” экологического комплекса или к адвективным воздействиям другого комплекса).

Наряду со структурными особенностями территориальной организации по избранному профилю, модель передает и сосуществование на одном историческом срезе различных исторических типов территориальной организации. Исторические типы различаются составом и относительным значением различных видов взаимодействий, что можно видеть при сравнении левой и правой частей рисунка.

Дальнейшее совершенствование модели и содержательная разработка естественно-исторической концепции территориальной организации требуют усилий многих ветвей географии и смежных наук.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Материалы по географии:

Производство никеля
Спрос на никель в Украине традиционно почти полностью удовлетворяется за счет импорта. В то же время существующие месторождения привязаны к производству полуфабрикатов черной металлургии - ферроникеля АО "Побужский ферроникелевый завод". Когда-то комбинат производил 7 тыс. т никеля в год. ...

Теоретическая лимология: основные понятия и термины
Изучение государственных границ имеет богатые традиции. История человечества – это история войн, а большинство войн имело целью пересмотр границ. «География служит, прежде всего, для того, чтобы воевать» («La geographie, ca sert d’abord a faire la guerre») – примерно так можно перевести название из ...

Основные характеристики транспортного комплекса
Область располагает следующей транспортной инфраструктурой. Автотрассы и железнодорожная сеть, связывают её с Москвой, Санкт-Петербургом, со столицами стран Балтии, портами Мурманска, Калининграда и Ленинградской области. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru