Заключение

Страница 1

Оценив современное состояние машиностроительного комплекса в Сибири: можно сделать следующие выводы:

1. Машиностроительный комплекс является сложной системой наиболее передовых отраслей промышленности страны и региона. Размещение и состав машиностроения на территории Сибири определяется целой группой факторов, важнейший из которых – исторический и сырьевой. Как отрасль машиностроение может выполнять роль локомотива экономики региона, так как обеспечивает средствами производства, как предприятии, так и конечных потребителей.

2. Роль и значение машиностроительного комплекса в экономике России и Сибири различна. Если для Российской экономике машиностроение является одной из главных отраслей (но не важнейшей) промышленности, то в Сибири в силу ее ресурсно-сырьевой специализации машиностроение занимает подчиненное положение к добывающим отраслям. В 1990-2000- х гг. Доля машиностроительной продукции Сибири в общероссийском производстве неуклонно падала. На фоне инвестиционного кризиса и падения спроса на машинотехническую продукцию Сибири процесс обновления производственного аппарата в самом машиностроении и в отраслях экономики замедлился и качественно ухудшился - для воспроизводственного процесса поставляются машины и оборудование преимущественно традиционного типа. В результате не происходит технической модернизации основного капитала, и, соответственно, не улучшаются потребительские характеристики готового продукта, на нем производимого.

3.Машиностроение Сибири обладает достаточно полным отраслевым составом. Основными видами машиностроительных производств в Сибири являются: электротехническая, станкоинструментальная промышленность, горношахтное и горнорудное, энергетическое машиностроение, машиностроение для аграрно-промышленного комплекса, химической и нефтяной промышленности, авиационная промышленность, приборостроение.

В силу исторически сложившейся специализации, продукция машиностроительного комплекса Сибири лишь на одну четверть потребляется внутри хозяйства региона, большая ее часть вывозится. Недостаточно развиты или практически отсутствуют отдельные отрасли и производства (автомобильная промышленность, судостроение).

Еще одной важнейшей особенностью машиностроения Сибири является высокая доля предприятий ОПК. В условиях падания государственного заказа и недозагруженности отраслей эти предприятия также как и 8гражданское машиностроение находятся в глубоком кризисе. Все проблемы и особенности, характерные именно для ОПК, в полной мере проецируются на весь машиностроительный комплекс Сибири. Также ситуация усугубляется тем, что специфика работы предприятий ОПК требует поддержания так называемых мобилизационных производственных мощностей, позволяющих в случае необходимости значительно увеличить объем производства, но определенно избыточных при текущем объеме ГОЗ. Это приводит к значительному снижению конкурентоспособности данных предприятий по сравнению с «гражданским» производством.

По территории Сибири машиностроительные предприятия размещены неравномерно. Современная территориальная структура размещения формировалась в 1940-1980-е гг. под влиянием нескольких факторов:

- наличия сырья и квалифицированных трудовых ресурсов;

- геополитическая безопасность машиностроительных предприятий (характерно для оборонно-промышленного комплекса);

- развитость транспортной инфраструктуры.

В современный период к этим факторам добавились два процесса, оказывающих влияние на размещение машиностроения: кризис, остановка и конверсия предприятий, что привело к «вымиранию отраслей машиностроения» как производства в некоторых сибирских городах и регионах, а также новые федеральные и региональные целевые программы, пытающиеся скоординировать пространственное размещение машиностроительных предприятий путем концентрации отраслей в «точках роста» и предотвращением межрегиональной конкуренции.

5 Кризисное состояние сибирского машиностроения проявляется в ряде важнейших проблем, для машиностроения Сибири характерно:

- низкий технический уровень и избыточная величина накопленных в отраслях экономики основных производственных фондов;

- неоднородность технологического пространства и, как следствие, потери качества в технологических цепях;

- низкий уровень качества сибирской машинотехнической продукции;

- отсутствие достаточного спроса на продукцию сибирского машиностроения, в том числе со стороны государства;

- слабый уровень развития сибирского инвестиционного комплекса, особенно машиностроения, излишняя концентрация производства в нем, неразвитость различных рыночных форм, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и перелив капитала, быстрое внедрение достижений научно-технического прогресса, оказание услуг производственного характера и др.

Страницы: 1 2 3 4


Материалы по географии:

Пустыни и полупустыни
африка рельеф население пустыня Пустынные и полупустынные пространства Южной Африки гораздо беднее в фаунистическом отношении, чем другие части материка, в том числе и пустыни Северной Африки. Из копытных там типичны кафрский буйвол (Syncerus coffer), один вид зебры (квагга), некоторые виды антилоп ...

Основные функции города
Экономически Афины (столица Греции) выросли со 2-й половины 19 в. Провозглашение Афины (столица Греции) столицей и появление «столичных» функций города, возникновение фабрично-заводской промышленности превратили Афины (столица Греции) в условиях сильной аграрной перенаселённости Греции в крупнейший ...

От Индии к Новому Свету
В поисках решения этих загадок мысль некоторых исследователей обратилась от древних руин на берегах Инда на противоположный конец земного шара - к Новому Свету, к Америке. Впрочем, гипотеза об американском происхождении культуры Рапа-Нуи была выдвинута задолго до того, как лопата археолога вошла в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru