Россия предпринимает обнадеживающие шаги навстречу энергоэффективности.
В России существует значительный неиспользованный потенциал энергосбережения. Предполагается, что потребление энергии на единицу продукции можно сократить дополнительно на 40-50% от показателей 2000 года. Кроме того, повышение энергоэффективности в секторе централизованного отопления России даст возможность сэкономить до 30-50 млрд. кубических метров газа в год. Оптимизация систем передачи и распределения в секторе природного газа, а также сокращение сжигания попутного газа нефтяной промышленностью России, могут дополнительно сберечь до 30 млрд. кубических метров газа в год.
Удельное энергопотребление (использование энергии на единицу валового внутреннего продукта (ВВП)) России значительно сократилось в прошлом десятилетии. С 1990 по 2007 год Россия лидировала среди стран «Большой восьмерки» по темпам сокращения удельного энергопотребления, которые составили в среднем 2,5% в год (см. рисунок 1 ниже). В период с 2000 по 2007 год удельное энергопотребление России показало еще более высокие темпы снижения - средний ежегодный показатель составил 5,3%. Данные для анализа причин, стоящих за сокращением удельного энергопотребления в России, недоступны. Однако, учитывая недавний рост цен на углеводороды на международных рынках и последующий рост ВВП России, вполне вероятно, что снижение удельного энергопотребления обусловлено скорее ростом стоимости ВВП, чем техническими мерами повышения энергоэффективности.
С 2008 года Россия предприняла важные шаги на пути к созданию правовых и организационных основ для повышения эффективности использования энергии и энергоснабжения. Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» был принят Думой в ноябре 2009 года. Новый федеральный закон вводит ограничения на оборот ламп накаливания, устанавливает требования по маркировке товаров с учётом их энергетической эффективности, по обязательному коммерческому учёту энергетических ресурсов, по энергетической эффективности новых зданий (строений, сооружений), по сокращению бюджетных расходов на приобретение энергетических ресурсов. Кроме того, федеральным законом предусматривается введение для наиболее энергоемких организаций обязанности по проведению энергетических обследований, утверждение программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Закон также предусматривает переход к долгосрочному тарифному регулированию и создание единой (межведомственной) информационно-аналитической системы по энергетической эффективности.
На профильном заседании правительства Российской Федерации 2 июля 2009 года президент РФ Медведев подчеркнул значение этого закона, что стало продолжением многочисленных заявлений правительства Российской Федерации на высшем уровне о значении повышения энергоэффективности в России и необходимости использовать потенциал энергосбережения для снижения удельного энергопотребления России на 40% в период между 2007 и 2020 годом.
Указ Президента (№ 889) «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в июне 2008 года очертил масштабные меры, направленные на достижение этой цели. В соответствии с этим указом Министерство энергетики Российской Федерации разработало комплексный план действий (План) для реализации мер по повышению энергоэффективности во всех секторах экономики Российской Федерации. В Плане определены цели и намечены меры по повышению энергоэффективности в различных секторах экономики. Он включает в себя разработку современной нормативно- правовой базы и создание организационной структуры. Полезным инструментом для обеспечения эффективного выполнения Плана и контроля за ходом его выполнения является использование маркировки и паспортов энергоэффективности. План также предусматривает необходимость государственной поддержки и создания благоприятного инвестиционного климата для поощрения инвестиций в повышение энергоэффективности. Ключевую роль играет и взаимодействие с деловыми кругами и финансовыми учреждениями на основе сотрудничества государственного и частного секторов (общественно-частных партнерств), а также информационно-образовательная поддержка мероприятий на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Материалы по географии:
Общая характеристика лугово-черноземных почв
Лугово-черноземные почвы — это полугидроморфные аналоги черноземов, богатые темноокрашенным гумусом почвы с почвенно-грунтовыми водами на глубине 3—7 м, формирующиеся под травяными ценозами лесостепи и степи суббореального пояса в относительно пониженных элементах рельефа. Как самостоятельный тип о ...
Особенности размещения населения в мире
Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей с ...
Экономический потенциал края
Хабаровский край является одной из наиболее развитых в экономическом отношении территорий российского Дальнего Востока. По объему валового регионального продукта край занимает 3 место в Дальневосточном федеральном округе. Душевой ВРП края составляет порядка 80% от среднероссийского уровня, по этому ...