В 1977 г. - катастрофа с танкером „Айринз Челленджер" и 20 млн.л нефти попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара на борту танкера „Хэвайан патриот" в северной части Тихого океана „потеряно" 90 тыс. т нефти.
1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов Бретани. Американский супертанкер „Амоко Кадис" наскочил на рифы, вылив в море 230 тыс.т нефти.
Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров „Этлэнтик эмпресс" и „Иджен Кэптэн" в Карибском заливе недалеко от Тринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти.
Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий танкер „Глобус Асини". Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс.т нефти.
В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер „Кастилло де Бельвер". Судно затонуло, выпустив в воды океана 250 тыс.т нефти.
У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер „Баия параисо" с 1 тыс.т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер „Экссон валдиз" по вине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс.т нефти. Образовалось нефтяное пятно площадью до 800 км2. Акватория пролива Принц Уильям была объявлена „зоной бедствия". На борьбу с загрязнением были брошены ВМС США. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти на помощь. Тем не менее, по словам газеты „Вашингтон пост", эта авария грозит „потенциальной экологической катастрофой", последствия которой трудно предугадать.
В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе Бад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс.т нефти. Нефтяная пленка покрыла реку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей в районе 50 км ниже западно-германской столицы.
В апреле 1989 г. индийский танкер „Канченджунга" налетел на рифы в Красном море в территориальных водах Саудовской Аравии- в 5
км от порта Джида. Из пробоин вытекло более 10 тыс.т нефти.
Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых (рис. 2).
Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной скважине „Иксток-1" (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан в Мексиканском заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно в акваторию выливалось более 4 тыс.т нефти. Скважина фонтанировала более месяца, выплеснув из недр почти 0,3 млнл „черного золота". Ликвидация фонтана обошлась в 131,6 млн.дол.
Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами"? Как спасти их обитателей от гибели?
Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифуга марки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.
Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием. Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые „авоськи", предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофы танкеров
Материалы по географии:
Политика энергоэффективности и ее
выполнение
Россия предпринимает обнадеживающие шаги навстречу энергоэффективности. В России существует значительный неиспользованный потенциал энергосбережения. Предполагается, что потребление энергии на единицу продукции можно сократить дополнительно на 40-50% от показателей 2000 года. Кроме того, повышение ...
Климат
Крит расположен в двух климатических зонах — Средиземноморской и Северо-Африканской. Климат на острове умеренный. Влажность может быть большая, в зависимости от близости к морю. Зима мягкая, но ветреная. На равнинах снег практически не выпадает, но весьма часто выпадает в горной местности. В течени ...
Общая характеристика хозяйственного комплекса страны
На размещение и специализацию отраслей сельского хозяйства главным образом оказывает влияние природный фактор, который в Венгрии представлен плодородной землей и благоприятным климатом. Эти природные преимущества реализуются в сельском хозяйстве. [2] В венгерском сельском хозяйстве с начала 1990-х ...