Для характеристики роли Африки в современных международных отношениях необходимо отметить и некоторые особенности политики отдельных стран в отношении проблем континента после окончания холодной войны.
Политика России в Африке претерпела в 90-е годы очень существенные изменения. Распад Советского Союза, одним из следствий которого стала суверенизация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности новых независимых государств, негативно сказался на российско-африканских отношениях. Хотя африканское направление не было приоритетным во внешней политике СССР, советско-африканские отношения носили достаточно активный характер. Обмен визитами по всем линиям, обширные культурные связи, экономическая помощь, позволившая ряду стран континента добиться успехов в создании собственной промышленной базы, - все это африканское «наследство», доставшееся России, заслуживает того, чтобы им не пренебрегали. Сегодня чаще вспоминают о негативных аспектах советско-африканского сотрудничества: неэффективных проектах, неумеренны расходах на военную помощь, финансовых инъекциях коррумпированным режимам. Все это действительно имело место. Тем не менее, престиж СССР в Африке был достаточно высок, и многие африканцы испытывают ностальгию по тем временам. После окончания холодной войны российская дипломатия последовательно осуществляла отказ от конфронтационных и затратных аспектов своей практической деятельности. Что касается России, то она не вправе захлопнуть двери в африканский мир. Представляется, что сейчас самое время извлечь уроки из прошлого и попытаться построить российско-африканские отношения на новом фундаменте, используя при этом позитивный опыт, накопленный в советский период. Повернуться лицом к Африке Россию побуждают и ее национальные интересы.
В начале XXI века наша страна оказалась в незавидном положении. Зависимость от западных кредиторов, напряженные отношения с бывшими советскими республиками, включая страны СНГ – все это говорит о том, что России как никогда нужна поддержка международного сообщества. И при этом не следует сбрасывать со счетов африканские государства, которым принадлежат 54 голоса в ООН. Россия – постоянный член Совета безопасности, где страны Африки имеют статус непостоянного члена, что позволяет объединяться с ними при решении тех или иных вопросов: меры по укреплению доверия и международной безопасности, по борьбе с терроризмом и преступностью, наркоманией и СПИДом, сотрудничество в вопросах охраны окружающей среды. Россия, как никто иной, разделяет заинтересованность Африки в решении проблем развития, ибо сама она оказалась в положении страны с переходной экономикой. Немало у России и государств континента общих проблем частного характера. Например, проблемы судоходства и рыбной ловли. Существует взаимная заинтересованность в развитии некогда активного технико-экономического и торгово-экономического сотрудничества. Так, наличие у России природных богатств, к использованию которых она в последнее время подходит достаточно расточительно, вовсе не означает, что наша страна не нуждается в африканском минеральном сырье. Наконец, укрепление российско-африканского сотрудничества способно внести вклад в борьбу против сползания мира к монополярной системе.
Значимость и вес Африки в международных делах высоко оценивают многие государства. С большим вниманием относится к Африке и такое крупное государство как Китай.
Опыт Китая – наиболее динамично развивающегося государства, сумевшего установить и продолжающего активно развивать отношения взаимовыгодного сотрудничества с подавляющим большинством африканских стран – представляет, наверное, особый интерес для России. Полезный сам по себе китайский опыт особо важен для России – и в силу географической близости государств, имеющих общую границу, и потому, что эти страны прошли схожий путь в своем развитии.
Хотя в конце 90-х годов российская дипломатия в Африке несколько активизировалась, что подтверждают визиты на континент в 1998 году министра иностранных дел РФ и министра обороны, а в 2000-2001 годах – министра иностранных дел в Египет, Алжир, а также посещение России президентами Намибии, Анголы и вице-президентом ЮАР Н. Манделой в 1999 году и лидерами Нигерии, Алжира и Габона в 2001 году. Но состояние политических контактов России со странами Африки несопоставимо по масштабам с аналогичными контактами Китая. Всего с момента образования КНР состоялось свыше 150 визитов в КНР глав 49 африканских государств и свыше 40 визитов более 20 глав правительств.
Отдавая должное роли экономического фактора в современных международных отношениях, Китай делает акцент в своей африканской политике на технико-экономическом и торгово-экономическом сотрудничестве. И в этой области его опыт как нельзя более полезен для России, столкнувшейся с трудностями, аналогичными тем, которые пришлось преодолеть Китаю на заре реформ.
Материалы по географии:
Чёрные океаны
Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря. Атл ...
Учение А. Лёша в Новой России
Российское научное сообщество теперь воспринимает себя как часть единой мировой науки. Происходит реальная конвергенция экономических систем России и Запада. С этих позиций пересмотрены прежние настороженные оценки «зарубежной» теории А. Лёша, о которых говорилось выше. Парадоксально, но сейчас кни ...
Общество и культура Афганистана
Социальная структура. До 1973 члены королевского клана (пуштуны племени дуррани) традиционно занимали верхнюю ступень социальной иерархической лестницы. Главную линию образовали, прежде всего, потомки Доста Мухаммеда и его единокровного брата и соперника Султана Мухаммеда, господствовавших на полит ...