Рисунок – 2 Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места
В соответствии с простейшей моделью центрального места имеется один крупный город (L) с населением 20 тыс. человек, два средних по размеру города (М) каждый с населением 10 тыс. человек и восемь небольших городов (S) с населением 5 тыс. человек в каждом.
Из простейшей модели центрального места можно извлечь три урока:
1. Многообразие и эффект масштаба. Города региона различаются по размеру и границам. Такое разнообразие обусловлено тем, что у трех потребительских товаров различаются эффекты масштаба относительно спроса надушу населения, поэтому у них разные рынки сбыта. Чтобы объяснить значение различий в относительных эффектах масштаба, предположим, что у этих трех товаров одинаковые эффекты масштаба относительно спроса на душу населения, поэтому в регионе 16 ювелирных магазинов, 16 музыкальных магазинов и 16 пиццерий. Рынки сбыта трех товаров совпадают, в связи с чем в регионе существуют 16 идентичных городов, в каждом из которых продаются все три товара. Иными словами, если нет различий в эффектах масштаба относительно спроса на душу населения, то города региона будут идентичными.
2. Мало больших городов, но много малых городов. В регионе небольшое число крупных городов и большое число малых городов. Почему там нет большого числа крупных городов и небольшого числа малых городов? Город будет относительно крупным, если в нем продается больше товаров, чем в малом городе. Дополнительные товары, продающиеся в большом городе, это товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба. Поскольку имеется относительно небольшое число магазинов, предлагающих товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба, больших городов может быть мало. В простейшей модели центрального места город L больше города М, потому что в L продаются компакт-диски, ювелирные изделия и пицца. Поскольку в регионе лишь один ювелирный магазин, имеется лишь один город больше городов М
3. Торговые пути. Покупатели ездят в большие, а не в малые города или города того же размера. Например, покупатели из города M ездят в город L за ювелирными изделиями, но не ездят в другой город M или в город S, чтобы купить там компакт-диски или пиццу. Они покупают компакт-диски и пиццу в своем городе. Точно так же покупатели из городов S ездят в большие города за ювелирными изделиями и компакт-дисками, но не ездят за покупками в другие города S.
Материалы по географии:
Растительность
Растительный покров тундровой зоны, в целом, описан достаточно хорошо. Имеются достаточно хорошие работы по всем регионам исследования. Обобщающими работами по регионам можно назвать работы Б.А. Юрцева (1974, 1981); В.Д. Александровой (1977); В.И. Перфильева, Л.В. Тетерина, Н.С. Карпов, 1991; Н.В. ...
Влагообеспеченность культур
Озимые культуры Ко времени сева озимых культур увлажнение пахотного слоя почвы бывает чаще всего вполне достаточным (20-30 мм), которое обеспечивает появление всходов. В сентябре и первой половине октября наблюдается уменьшение влаги в почве. В третьей декаде октября количество влаги в почве незнач ...
Экономическая оценка природных условий и ресурсов
Западная Сибирь богата полезными ископаемыми – нефтью, газом, углем, рудами. Площадь перспективных нефтегазоносных территорий оценена более чем в 1,7 млн км2 . основные месторождения приурочены к Среднему Приобью (Самотлорское, Мегионское и другие в районе Нижневартовска; Усть-Балыкское, Федоровско ...