Рисунок – 2 Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места
В соответствии с простейшей моделью центрального места имеется один крупный город (L) с населением 20 тыс. человек, два средних по размеру города (М) каждый с населением 10 тыс. человек и восемь небольших городов (S) с населением 5 тыс. человек в каждом.
Из простейшей модели центрального места можно извлечь три урока:
1. Многообразие и эффект масштаба. Города региона различаются по размеру и границам. Такое разнообразие обусловлено тем, что у трех потребительских товаров различаются эффекты масштаба относительно спроса надушу населения, поэтому у них разные рынки сбыта. Чтобы объяснить значение различий в относительных эффектах масштаба, предположим, что у этих трех товаров одинаковые эффекты масштаба относительно спроса на душу населения, поэтому в регионе 16 ювелирных магазинов, 16 музыкальных магазинов и 16 пиццерий. Рынки сбыта трех товаров совпадают, в связи с чем в регионе существуют 16 идентичных городов, в каждом из которых продаются все три товара. Иными словами, если нет различий в эффектах масштаба относительно спроса на душу населения, то города региона будут идентичными.
2. Мало больших городов, но много малых городов. В регионе небольшое число крупных городов и большое число малых городов. Почему там нет большого числа крупных городов и небольшого числа малых городов? Город будет относительно крупным, если в нем продается больше товаров, чем в малом городе. Дополнительные товары, продающиеся в большом городе, это товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба. Поскольку имеется относительно небольшое число магазинов, предлагающих товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба, больших городов может быть мало. В простейшей модели центрального места город L больше города М, потому что в L продаются компакт-диски, ювелирные изделия и пицца. Поскольку в регионе лишь один ювелирный магазин, имеется лишь один город больше городов М
3. Торговые пути. Покупатели ездят в большие, а не в малые города или города того же размера. Например, покупатели из города M ездят в город L за ювелирными изделиями, но не ездят в другой город M или в город S, чтобы купить там компакт-диски или пиццу. Они покупают компакт-диски и пиццу в своем городе. Точно так же покупатели из городов S ездят в большие города за ювелирными изделиями и компакт-дисками, но не ездят за покупками в другие города S.
Материалы по географии:
Добыча благородных металлов и алмазов
Освоение Россией Дальнего Востока началось в 50-х гг. XIX в., примерно в то же время, что и районов Дальнего Запада США (1845 г.). В России первый алмаз был найден в 1829 г. Несколько позже были обнаружены речные россыпи с небольшим количеством мелких алмазов. Однако, несмотря на не прекращающиеся ...
Социально-экономические характеристики населения
Экономически активное население мира в середине 90-х г.г. оценивалось в 2364 млн. чел., что составляло 45,1% всего Н.м. (мужчины - 57,2%, женщины - 32,8% ). За 1950-90 г.г. оно увеличилось на 1175 млн. чел. Динамика изменения численности экономически активного населения мира характеризуется следующ ...
Роль топливно-энергетического фактора в народном хозяйстве
Этот фактор, по характеру влияния на размещение производства, близок к сырьевому, потому что топливо, как и многие другие виды сырья также минеральный ресурс. Производства, на которые сильно влияет топливно-энергетический фактор, называют энергоемкими. Они разделяются на электроемкие и топливоемкие ...