Рисунок – 2 Распределение городов по размеру в простейшей модели центрального места
В соответствии с простейшей моделью центрального места имеется один крупный город (L) с населением 20 тыс. человек, два средних по размеру города (М) каждый с населением 10 тыс. человек и восемь небольших городов (S) с населением 5 тыс. человек в каждом.
Из простейшей модели центрального места можно извлечь три урока:
1. Многообразие и эффект масштаба. Города региона различаются по размеру и границам. Такое разнообразие обусловлено тем, что у трех потребительских товаров различаются эффекты масштаба относительно спроса надушу населения, поэтому у них разные рынки сбыта. Чтобы объяснить значение различий в относительных эффектах масштаба, предположим, что у этих трех товаров одинаковые эффекты масштаба относительно спроса на душу населения, поэтому в регионе 16 ювелирных магазинов, 16 музыкальных магазинов и 16 пиццерий. Рынки сбыта трех товаров совпадают, в связи с чем в регионе существуют 16 идентичных городов, в каждом из которых продаются все три товара. Иными словами, если нет различий в эффектах масштаба относительно спроса на душу населения, то города региона будут идентичными.
2. Мало больших городов, но много малых городов. В регионе небольшое число крупных городов и большое число малых городов. Почему там нет большого числа крупных городов и небольшого числа малых городов? Город будет относительно крупным, если в нем продается больше товаров, чем в малом городе. Дополнительные товары, продающиеся в большом городе, это товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба. Поскольку имеется относительно небольшое число магазинов, предлагающих товары, связанные с относительно большим эффектом масштаба, больших городов может быть мало. В простейшей модели центрального места город L больше города М, потому что в L продаются компакт-диски, ювелирные изделия и пицца. Поскольку в регионе лишь один ювелирный магазин, имеется лишь один город больше городов М
3. Торговые пути. Покупатели ездят в большие, а не в малые города или города того же размера. Например, покупатели из города M ездят в город L за ювелирными изделиями, но не ездят в другой город M или в город S, чтобы купить там компакт-диски или пиццу. Они покупают компакт-диски и пиццу в своем городе. Точно так же покупатели из городов S ездят в большие города за ювелирными изделиями и компакт-дисками, но не ездят за покупками в другие города S.
Материалы по географии:
Западная Сибирь. Население и хозяйство
Главная народнохозяйственная функция района в настоящее время - поставка нефти и газа в Европ. часть России. Значение других отраслей специализации района - угольная промышленность. Со времен Великой Отечественной войны в районе возникла мощная оборонная промышленность. Крупнейшие центры ВПК - Ново ...
Характеристика металлургической промышленности
Сырьевая база металлургической промышленности обладает рядом особенностей. Крайне низкое в количественном отношении содержание полезных компонентов в сырье (медные – от 1до 5%, свинцово-цинковые – от 1,5 до 5,5%, никелевые – от 0,3 до 5,5%, оловянные – от 0,01 до 0,7%, молибденовые – от 0,005 до 0, ...
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов
В климатическом отношений, как и весь Магриб, Марокко относится к субтропическому поясу. Специфические особенности климата страны связаны со сложностью и высотой рельефа и влиянием Атлантики. Вдоль побережья проходит относительно холодное Канарское течение, которое способствует снижению летних темп ...