До середины XVI в., пока Великие географические открытия не расширили пространство экономических и политических интересов европейских держав, в мировой торговле участвовало ограниченное число стран. Главные причины тому - отсутствие достоверной информации народов друг о друге, политическая нестабильность, частые войны и слабое развитие транспортных средств.
Международная торговля состояла в перевозке дорогих и редких товаров - шелка, золотых и ювелирных изделий, пряностей. Главными международными торговыми путями был Великий шелковый путь, связывающий Европу и Азию; путь "из варяг в греки" - торговля между Северной и Южной Европой. Конечными пунктами транссахарской торговли, контролируемой арабскими купцами, были богатейшие города на побережье современного Марокко - Сеута и Мелилья, откуда золото переправлялось в Европу.
В ХVI-ХVII вв. торговля европейских государств с Востоком явилась базой первоначального накопления капитала для зарождающейся промышленности, которая, развиваясь, требовала новых рынков сбыта и дешевых источников сырья. С начала XVIII в., когда совершенствование транспортных средств и географические открытия обеспечили экономическое проникновение европейцев в Новый Свет, мировая торговля начала приобретать глобальный характер. Кардинально изменилась не только ее география, но и товарная структура торговать стали большими по весу грузами -сырьем, сельскохозяйственной продукцией.
За XVIII в. объем мировой торговли возрос в 5 раз, а за XIX в. - почти в 10 раз. К концу XIX в. у Англии, "мастерской мира" и "владычицы морей", лидировавшей в мировой торговле - появились серьезные конкуренты - Германия, Франция, США. Заметную роль в мировой торговле начали играть колонии - Индия, Бразилия, Аргентина, Китай. К началу XX в. на долю Европы приходилось 50% мирового товарооборота, на долю Северной Америки - 20%, а на все остальные страны мира - 15%.
В течение 20 века утвердились типичные черты участия в международном разделении труда и мировой торговле стран различных социально-экономических типов. С одной стороны, они предопределяются специализацией стран на производстве тех или иных видов товаров, а с другой, сами оказывают влияют на характер социально-экономического развития.
Современная мировая торговля (для большинства стран - это основная форма внешнеэкономических связей) сконцентрирована в руках узкого числа стран; так, на долю 10 стран-лидеров приходится 3/4 всего товарооборота (США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, СНГ, Нидерланды, Бельгия.
В 80-90-е гг. США значительно превосходили все страны мира по объему внешнеторгового оборота (доля в мировом экспорте в среднем - 13%, в импорте - 11%) и вывозу капитала. Второе место занимала ФРГ. К началу 90-х гг. Япония вышла на третье место в мире по объему внешней торговли, увеличив свою долю в экспорте всех стран мира в два раза.
Значимые изменения в расстановку экономических сил в мире внесли новые индустриальные страны. За последнее десятилетие объем внешней торговли Гонконга, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Таиланда и Тайваня, а также Китая, увеличился в среднем в три раза. Гонконг вышел на одно из первых мест в мире по экспорту одежды и тканей. Ожидается, что к середине 90-х гг. Китай войдет в десятку ведущих торговых держав (в 1980 г. - 20-ый в списке лидеров), а его доля в мировом товарообороте возрастет до 2,5%.
В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира география внешней торговли сильно зависит от политической ориентации. Торговые санкции и экономическая блокада государств, нарушающих нормы международного права, стали действенным оружием в современном мире (например, запреты на торговлю с ЮАР, Ираком, Сербией).
География внешней торговли стран Восточной Европы существенно изменилась после второй мировой войны, что было следствием переориентации их внешней политики на СССР. Структурная перестройка хозяйства, произошедшая за 50-80-е гг. в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), привела к изменению структуры, размещения и специализации всех отраслей.
Переход к рыночным отношениям в 90-е гг. и политическая ориентация на связи со странами Западной Европы вызвали изменения как в структуре производства, так и в географии внешней торговли.
Статистические показатели для анализа внешней торговли
К числу важнейших показателей, используемых при анализе географии внешней торговли относятся следующие:
1) Объемы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (сумма стоимости экспорта и импорта.
2) Объем экспорта, импорта, внешнеторгового оборота в расчете на душу населения, 1 кв. км национальной территории.
3) Индексы экспорта, импорта, внешнеторгового оборота, рассчитываемые как отношение объемов предыдущего года к настоящему.
Материалы по географии:
Макроэкономика. Финансово-инвестиционный климат
Дания — страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душу населения (более 26 тыс. долл.) Дания занимает четвертое место в Европе (после Швеции, Люксембурга и Норвегии). Ежегодные темпы роста ВВП населения в 1996-97 гг. составили порядка 2%.Основой экономического потенциала страны явл ...
Продукция машиностроения Сибири на внутрирегиональном и мировом рынках.
Конкуренция и институциональная среда (крупнейшие компании – хозяйствующие
субъекты на рынке)
Российский рынок машиностроения - это совокупность рынков, отличающихся между собой как по номенклатуре и объему производимого товара, так и по степени экономической концентрации и конкурентоспособности. Это очень большой неоднородный рынок, включающий железнодорожное, металлургическое, электротехн ...
Россия
28 января 2006 года Россия и Бразилия завершили двусторонние переговоры о присоединении России к ВТО и подписали соответствующее соглашение. В ноябре 2008 года во время визита президента России Медведева в Бразилию было подписано межправительственное соглашение, устанавливающее безвизовый режим пое ...