Прогнозы развития машиностроения Сибири на второе и последующие десятилетия XXI в. неоднозначны. Они должны учитывать различные формы перспективного воздействия на него со стороны всех агентов хозяйственных отношений.
В стратегии социально-экономического развития России до 2030 г. определены три пути, направления, сценария развития страны: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Согласно данным сценариям будет развиваться и машиностроение в регионах.
1. По инерционному сценарию машиностроение до 2020 г. будет развиваться по сложившейся в 2000-х гг. траектории, характеризующейся вяло протекающими процессами обновления ОППФ, неразвитостью внутреннего рынка отечественной продукции машиностроения, отставанием сибирского машиностроения от машиностроения европейских регионов, незначительным повышением его доли в промышленном производстве и др. Оживление машиностроительного производства по этому сценарию переносится на середину второго десятилетия XXI века.
2. Энерго-сырьевой сценарий в части машиностроения предусматривает некоторое увеличение доли оборудования для добывающих отраслей в промышленном производстве региона.В этом сценарии к 2015 г. машиностроение еще не приобретет доминирующего положения в инновационных процессах, но в последующем периоде к 2020 г. роль машиностроения заметно усилится, благодаря увеличивающимся среднегодовым темпам его роста.
3. В инновационном сценарии машиностроение занимает доминирующее положение в обрабатывающих производствах региона, его доля в промышленности к концу периода увеличивается более чем в два раза по сравнению с 2010 г. и может достичь 18-20%. По сценарию предполагается активное участие оборонных предприятий сибирского машиностроения в реализации стратегических и целевых программ инновационного развития приоритетных отраслей экономики Сибири. Эти предприятия будут выступать как дополнительные стимуляторы развития всех остальных обрабатывающих и добывающих производств, в том числе и отраслей самого машиностроения.[47]
Согласно прогнозам (табл. 15) сибирское машиностроение будет развиваться, опережая все отрасли, за исключением газовой сферы и промышленности строительных материалов. Доля машиностроения в суммарном промышленном производстве как в целом по стране, так и в Сибири будет постоянно возрастать, поэтому динамика машиностроения с течением времени будет все больше оказывать влияние на динамику промышленности в целом.
Таблица 15.
Основные индикаторы развития машиностроения Сибири до 2020 г.
2010 |
2015 |
2020 |
Среднегодовой темп роста | ||
2015 к 2010 |
2020 к 2015 | ||||
Инерционный сценарий | |||||
Доля машиностроения в промышленности, % |
8 |
10 |
12 | ||
Индекс роста к предыдущему периоду |
1,41 |
1,32 |
1,04 |
1,06 | |
Энерго-сырьевой сценарий | |||||
Доля машиностроения в промышленности, % |
8 |
11 |
13 | ||
Индекс роста к предыдущему периоду |
1,74 |
1,48 |
1,06 |
1,08 | |
Инновационный сценарий | |||||
Доля машиностроения в промышленности, % |
8 |
15 |
18 | ||
Индекс роста к предыдущему периоду |
2,42 |
1,54 |
1,10 |
1,09 |
Материалы по географии:
Территориальная организация хозяйства
Каждая из административных единиц, входящих в состав западной Сибири, характеризуется своеобразием природных условий и хозяйственной специализации. Самая небольшая по территории Кемеровская область
, находящаяся в юго-восточной части Западной Сибири, представляет собой ее угольно-металлургическую б ...
Перспективы развития
При размещении предприятий по механической обработке древесины необходимо учитывать такие особенности лесной промышленности, как высокие удельные расходы сырья на изготовление продукции и огромные производственные отходы, которые ещё на стадии лесозаготовки достигают 20%, а в лесопилении увеличиваю ...
Экологическое положение
Город Тюмень и его зеленая зона расположены в южной части Западно-Сибирской низменной равнины. По физико-географическому районированию Н.А. Гвоздецкого, территория города входит в состав Тюменского района, Туринской подпровинции, Тавдинской провинции лесной области в зоне подтайги. Большие площади ...