Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Статьи по географии » Современное состояние машиностроения Сибири » Типология субъектов РФ в составе Сибири по развитию машиностроения

Страница 1

Несмотря на всю неоднородность регионального развития машиностроения в Сибири, как было уже отмечено в разделе 3.1., территории Сибири для понимания целостной картины развития сибирского машиностроения целесообразно разделить/типологизировать на несколько групп. В научной литературе типология регионов Сибири существуют только применительно к постсоветскому периоду. Так А.Борисов предложил классификацию регионов Сибири по доле машиностроения в региональном промышленном производстве. В своем исследовании[44] он взял долю машиностроения в региональной промышленности, сложившуюся в 1995/1998 гг., основным показателем социально-экономической значимости машиностроения в регионе. Всю совокупность субъектов Федерации можно разбить на 4 группы: 1 группа - с величиной этого показателя, превышающей 30%; 11 группа - с долями от 30% до 20%; 111 группа - с долями от 20% до 10%; 1Угруппа - с долями ниже 10%. Выбор таких интервалов долей для группировки регионов обусловлен, по его мнению, следующими соображениями.

I группа - это около пятой части всей совокупности регионов, для которых перспективная промышленная политика будет в значительной степени связана с поддержанием и развитием именно машиностроения, поскольку оно уже определяет промышленный профиль этих регионов.

II группа - это субъекты Федерации, с достаточно широкой диверсификацией промышленных производств, но для которых машиностроение имеет значимое место в промышленной политике регионов. Вторая подгруппа может быть сформирована по величине доли машиностроительной отрасли в промышленности на уровне ниже 50 % в 1995 г., но имеющая рост этой доли к 1998 году.Области, попавшие во вторую подгруппу, имеют достаточно высокий накопленный машиностроительный потенциал, отдельные производства в них развиваются с положительной динамикой, что и обуславливает небольшие темпы спада производства и соответствующее влияние на уровень развития промышленности в этих субъектах.

Для III группы регионов машиностроение, не являясь доминирующим в структуре промышленности, тем не менее, может рассматриваться в виде своеобразных "точек роста" промышленности в этих регионах. Регионы III группы характеризовались значительным сокращением доли машиностроительного производства в их промышленном потенциале и общими темпами его падения за последние четыре года в интервале 24-39 %. Можно предположить, что это в основном области, накопившие свой машиностроительный потенциал благодаря оборонному комплексу, прежде всего радиопромышленности, а также электротехнической и приборостроительной промышленности, имеющих наибольший спад производства. Кроме того, это области, как правило, не имеющие крупных предприятий, где машиностроение представлено средними и мелкими производствами весьма разнородного характер

Группа IV - это регионы, в которых, как правило, машиностроение представлено отдельными производствами, не играющими заметную роль в развитии промышленности.

Следует отметить, что такая группировка регионов носит в общем смысле условный характер. Во-первых, поскольку отсутствует полная информация по подотраслям машиностроения по регионам для группировки был использован агрегированный общеотраслевой показатель (объем продукции в целом по машиностроению), который не дает представления о "портрете" регионального машиностроения.

Таблица 14.

Характеристика групп регионов по уровню развития машиностроения в 1990-х гг.

Наименование субъектов федерации

Доля машиностро-

ения в промышлен-

ности субъекта федерации

Доля машино-

строения субъекта федерации в машино-

строении РФ

Темпы роста (снижения) машиностроения субъекта федерации

1995

1998

1995

1998

1996/

1995

1997/

1996

1998/

1997

1998/1995

Регионы I группы

11. Новосибирская обл.

40.9

36.9

2.4

1.9

83.2

90.0

79.7

72.7

Регионы II группы

Алтайский край

27. 0

21. 6

1. 4

0. 9

81. 6

84. 3

71

59. 7

Республика Бурятия

22. 8

7. 6

0. 5

0. 2

71. 2

56. 8

55. 4

27. 4

Ямало-Ненецкий А.О.

22. 1

0. 1

0. 0

0. 0

66

117. 8

39. 3

31. 3

Томская обл.

21. 6

10. 9

0. 6

0. 4

78. 2

69. 6

91. 6

60. 9

Регионы III группы

Тюменская обл.

19,9

16,0

0,7

0,5

74,21

Омская обл.

19,1

8,3

0,8

0,4

50,81

Страницы: 1 2 3


Материалы по географии:

Южное колебание и Эль-Ниньо
Южное колебание и Эль-Ниньо (исп. El Niño - Малыш, Мальчик) - это глобальное океано-атмосферное явление. Являясь характерной чертой Тихого Океана, Эль-Ниньо и Ла-Нинья представляют собой температурные флуктуации поверхностных вод в тропиках восточной части Тихого Океана. Названия этих явлени ...

Место нефти и газа в топливном балансе России
История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Уже в древнем мире люди использовали тепловую энергию для обогрева жилища, приготовления еды, изготовления из меди, бронзы, железа и других металлов предметов быта, инструментов и т.д. С древнейших времен ...

Использование почв Апеннинского полуострова и их экологическое состояние
Апеннинский полуостров обладает разнообразными полезными ископаемыми, но их месторождения большей частью невелики, распылены по территории, нередко залегают неудобно для разработки. Имеются небольшие месторождения железной руды. Добыча ее ведется уже 2700 лет, и сейчас сохранилась лишь в Аосте. Оче ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.briefgeography.ru