Машиностроительное производство размещено по территории Сибири крайне неравномерно. Практически все машиностроительные предприятия Сибирского федерального округа расположены в его южных районах. Их доля в промышленном производстве округа составляет 9,3%, а в общем объеме отгруженной продукции – 7,5%. Машиностроение Южно-Сибирского широтного пояса, как и Сибири в целом, базируется в основном на технологиях четвертого уклада и, вследствие этого, имеет достаточно ограниченные стратегические резервы обеспечения долгосрочной конкурентоспособности своей продукции.
Суммарная доля трех машиностроительных производств в промышленном производстве наиболее высока (табл. 7) в трех регионах Сибири: Алтайском крае (15,6%), Новосибирской области (14%), Томской области (11.1%) и Иркутской области (10,6%).
Такие относительно низкие показатели свидетельствуют о том, что не в одном из регионов Сибири машиностроительное производство не является доминирующей отраслью экономики. Однако в четырех названных регионах машиностроение относится к важнейшим, структурообразующим производствам территории. Исключением из данного правила является в Сибири два региона: Республика Бурятия, где наблюдается статистически наибольший удельный вес производства в промышленности, но этот показатель формируется только за счет одного предприятия – Улан-Удинского авиационного завода (единственного в республике относительно крупного машиностроительного предприятия) на фоне общего уровня развития промышленности.
Таблица 7.
Региональная структура машиностроения СФО и Тюменской области по видам машиностроительных производств, 2008 г., % к итогу
Регионы Сибири в составе РФ |
Производство машин и оборудования |
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
Производство транспортных средств и оборудования |
Машиностроительное производство всего |
СФО |
2,8 |
2,4 |
2,7 |
7,9 |
Доли субъектов Федерации в СФО Республика Алтай |
0,3 |
1,2 |
0 |
1,5 |
Республика Бурятия |
1 |
1,5 |
21,5 |
24 |
Республика Тыва |
0,3 |
0,4 |
0 |
0,7 |
Республика Хакасия |
4,6 |
0,6 |
0,6 |
5,8 |
Алтайский край |
3,9 |
2,3 |
9,4 |
15,6 |
Красноярский край |
3,2 |
0,6 |
1 |
4,8 |
Иркутская область |
2,2 |
2,2 |
6,2 |
10,6 |
Кемеровская область |
2,8 |
0,7 |
0,3 |
3,8 |
Новосибирская область |
3,5 |
6,7 |
3,8 |
14 |
Омская область |
1,8 |
2,4 |
1,5 |
5,7 |
Томская область |
1,7 |
9,4 |
0 |
11,1 |
Забайкальский край |
1,6 |
0,3 |
0,5 |
2,4 |
Итого по СФО |
26,9 |
28,3 |
44,8 |
100 |
Тюменская область |
1,61 |
0,12 |
0,72 |
2,45 |
Материалы по географии:
Общая характеристика лугово-черноземных почв
Лугово-черноземные почвы — это полугидроморфные аналоги черноземов, богатые темноокрашенным гумусом почвы с почвенно-грунтовыми водами на глубине 3—7 м, формирующиеся под травяными ценозами лесостепи и степи суббореального пояса в относительно пониженных элементах рельефа. Как самостоятельный тип о ...
Транспорт и экономические связи
Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение. Транспортные маги ...
Перспективы развития
При размещении предприятий по механической обработке древесины необходимо учитывать такие особенности лесной промышленности, как высокие удельные расходы сырья на изготовление продукции и огромные производственные отходы, которые ещё на стадии лесозаготовки достигают 20%, а в лесопилении увеличиваю ...