Состояние промышленно-производственных фондов - важнейшая экономическая характеристика отрасли и предприятия. В развитых странах конкуренция на рынках приводит к уменьшению сроков службы оборудования из-за морального износа. Как следствие, ускоряются процессы замены оборудования у потребителей, растет темп обновления видовых характеристик оборудования, сокращается продолжительность выпуска изделий конкретных номенклатурных групп. На Западе каждые пять–семь лет идет полная смена парка оборудования.[22]
В результате приблизительно за пять лет в среднем в 1,5 раза повышается производительность оборудования, на 15% падает его удельная энергоемкость. Применение новых конструкционных материалов приводит к снижению веса машин не менее чем на треть по сравнению с аналогами предыдущего поколения.[23]
Согласно стратегии инновационного развития России[24] необходимость радикального обновления производственного аппарата страны и коренных изменений его структуры выдвинулось в число ключевых проблем повышения конкурентоспособности промышленности и России в целом. Старение основных фондов в российском машиностроении и их выбытие из производственного процесса не было компенсировано вводом новых.
Наиболее катастрофическая ситуация сложилась в российской промышленности и машиностроении в 1990-х гг. (табл. 1). С 1990 по 2000 г. износ фондов вырос с 46,4 до 51,3%, в машиностроении эта ситуация была еще хуже, там к 2000 г. около 55% производственных фондов нуждались в срочной замене. При этом особенно коэффициент обновления основных фондов в промышленности и машиностроении. Если в промышленности в целом он упал с 7% (1990 г.) до 1,6 % (2000 г.), то в машиностроении снизился в 9,4 раза.[25] Главные причины этого две: масштабный уход государства из инвестиционного процесса и нарушение процесса самовоспроизводства основного капитала хозяйственными субъектами всех форм собственности.
Таблица 1.
Износ фондов (в % от общей стоимости фондов на конец года)
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2008 | |
Промышленность |
41,7 |
46,4 |
48,5 |
51,3 |
46,1 |
48,7 |
Машиностроение и металлообработка |
41,1 |
47,5 |
47,5 |
55,3 |
46,8 |
50,1 |
Источник: Конкурентоспособность России в глобальной экономике./Под ред. Дынкина А.А., Куренкова Ю.В. – М.: Международные отношения, 2003.- С.180. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. С. 325.
Состояние основных промышленно-производственных фондов в машиностроении Сибири даже хуже чем в целом в Российской Федерации (табл.2). Степень износа основных фондов в машиностроении Сибири достигает 60% (против 50% - РФ), полностью изношена их пятая часть. Коэффициент выбытия основных фондов не превышает 1,5%, коэффициент обновления в последние годы уменьшился до 2% (против роста - до 10% в РФ), но это обновление не является инновационным, часто оборудование заменяется на новое, аналогичное выбывшему. Капитальные вложения в машиностроительные виды деятельности составляют лишь 7% от инвестиций в промышленность. За 8 лет в России с 2000 г. ввод в действие производственных мощностей за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения происходил практически только в производстве транспортных средств и оборудования. Были введены мощности по производству вагонов грузовых и пассажирских, вагонов метрополитена и электропоездов- 555 шт./год; автомобилей грузовых – 13,7 тыс. шт.; автомобилей легковых – 290 тыс. шт.; автобусов- 1,8 тыс. шт. ввод такого масштаба не решает проблемы обеспеченности потребностей даже в приведенных видах оборудования. К сожалению, большая часть этих обновлений пришлась не на сибирские регионы.
Материалы по географии:
Рождаемость, смертность и естественный
прирост
В Приморье увеличилась рождаемость: за 11 месяцев этого года в крае родилось 20 882 малыша. Это на 1 208 детей больше, чем в прошлом году: за тот же период 2006 года на свет появилось 19 674 юных приморцев. Повышение рождаемости в крае, в первую очередь, обусловлено эффективной реализацией приорите ...
Транспорт и экономические связи
Развитию транспортной системы Западной Сибири способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов (нефть, газ и лес на севере, уголь и обширные сельскохозяйственные угодья, дающие крупнотоннажную продукцию на юге), но и благоприятное экономико-географическое положение. Транспортные маги ...
Структура топливно-энергетического комплекса
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - сложная межотраслевая система добычи и производства топлива и энергии (электроэнергии и тепла), их транспортировки, распределения и использования. В его состав входят: топливная промышленность (нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная) и электроэнерг ...