В предреформенный период удельный вес сибирских предприятий машиностроения в РСФСР был достаточно высок. Наибольшую долю имело производство горношахтного и горнорудного оборудования, на которое приходилось 38 %, что отражено на рисунке 6. Соответственно, отраслями специализации сибирского машиностроения среди гражданских отраслей считались: электротехническая промышленность, станкостроение, тяжелое (горношахтное и горнорудное) и энергетическое машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, приборостроение.
Рис. – 6. Доля отдельных видов машиностроения Сибири в общероссийских (РСФСР) показателях, %, 1991 г.
Источник: Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее: материалы науч. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН, г. Новосибирск, 17-19 июня 2008 г. /отв. ред. В. В. Кулешов. - Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2008.- С.26.
Специфика машиностроения Сибири проявлялась также в том, что около 40% от общего объема производства отрасли составляла продукция оборонного машиностроения (авиационной, радиоэлектронной промышленности, оборонного приборостроения). Оборонными предприятиями региона, кроме основной продукции выпускалось 85% общего объема потребляемых в нем товаров народного потребления. Ремонт машин и оборудования до 1991 г. занимал не менее 14% от общего выпуска продукции в регионе.[20]
За период кризиса 1990-х гг. машиностроение Сибири претерпело те же деструктивные изменения, что и машиностроение других регионов России. В силу удаленности от центра разрушающие процессы проявились здесь более глубоко и были значительно растянуты во времени. Объемы производства продукции отрасли упали многократно.
К 2008 г. доля машиностроительного производства Сибири в общем объеме машиностроительного производства РФ не превышала 7 %; соответственно по отдельным направлениям машиностроения ситуация обстояла немногим лучше.
Рис. – 7.Доля отдельных видов машиностроения Сибири в общероссийских показателях, %, 2008 г.
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. : Росстат. - М., 2009. - С. 463.
Как показано на рис. 7, наиболее высокий удельный вес в общероссийских показателях имело производство машин и оборудования (8,9%). Наименьшие показатели были характерны для производства транспортных средств и оборудования.
Машиностроение Сибири никогда не было главной «точкой роста», стержневым элементом сибирской экономики. Но за прошедшие 20 лет машиностроение превратилось из структурноообразующего производства Сибири в отрасль дополнительного, вспомогательного значения (за небольшим исключением), а где-то и практически исчезла. Согласно правительственным документам, машиностроение в будущем увеличит свою роль в экономике региона, усилит свои позиции в базовых сибирских территориях (Омская область, Новосибирская область, Красноярский край, Иркутская область, Алтайский край), но при этом отойдет на второй план в остальных регионах с «целью избегания межрегиональной конкуренции».[21]
Материалы по географии:
Транспорт
Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пасс ...
История экономики Японии
Япония – самобытная страна, которую отличает уникальность исторического, культурного и экономического развития. Необычность экономики Японии во многом определилась общими традициями и менталитетом отдельно взятого среднего японца. Каких-то 150 лет назад Япония была закрытым феодальным государством, ...
Угольная промышленность
Хотя уголь так и остается основным отечественным ресурсом, угольная отрасль переживает сегодня далеко не лучшие свои времена. Дело в том, что энергетические ресурсы Донбасса предназначались для всей бывшей сверхдержавы- СССР, и как следствие отрабатывались мощные пласты, и с течением времени ухудша ...