Вслед за тем с учетом новых требований военной техники, в частности артиллерии, была реконструирована и сама Царицынская крепость. По свидетельствам летописцев, царь Петр, посетив Царицын в 1722 году, сочинил и собственноручно составил на бумаге проект этой крепости в виде четырехугольной бастионной цитадели, укрепленной земляными валами.
Что же касается гражданских сооружений, то планировка города и его архитектурный облик изменялись довольно медленно. Так же неспешно росло население, изменялись условия и образ жизни поселенцев. В 1728 году образовалась зацарицынская часть города, где селились ремесленники, обслуживающие судоходство, а также станичники волжского казачества. Город в основном продолжал оставаться деревянным, и только возвышавшиеся над ним церкви строились из камня.
После строительства укрепленной сторожевой линии и организации ее регулярной охраны Нижнее Поволжье стало постепенно заселяться, что в значительной степени регулировалось правительством. В 1731 году сюда на поселение было направлено свыше тысячи семей украинцев и донских казаков, образовавших Волжское казачье войско.
В 1765 году впервые в этих краях в результате двух манифестов Екатерины Великой, пригласившей людей из-за рубежа селиться в России, появляются иностранцы, которым предоставлялся ряд льгот, в том числе освобождение от рекрутской повинности, податей и налогов на 30 лет. В результате по берегам Волги возникли 102 немецкие колонии.
Тогда же в 28 километрах от Царицына на почтовом тракте Саратов – Астрахань возникла колония, получившая от речки Сарпы, на которой она расположена, название Сарепта. Ее первыми поселенцами оказались последователи Яна Гуса, бежавшие из Чехии от преследований католического духовенства. В те же годы появились окрестные села Бекетовка, Отрада, Винновка, Городище и другие. Здесь активно стали развиваться ремесленничество, переработка семян подсолнечника и горчицы, мануфактура.
С присоединением к России Крыма и Кубани в конце XVIII века границы государства отодвинулись далеко на юг. Царицынская сторожевая линия была упразднена, ликвидировано Волжское казачье войско, и город упразднил свое военно-стратегическое значение. На долгие годы он превратился в ничем не примечательный уездный городок Саратовской губернии, каких много. Градостроительство в это время практически не осуществлялось: если в 1825 году в Царицыне насчитывалось 9 каменных и 717 деревянных домов, то к 1860 году к ним прибавились всего один каменный дом и 210 деревянных.
Лишь во второй половине Х1Х столетия, когда капиталистическая система стала наращивать производительные силы, Царицын за короткое время превратился в крупнейший торговый, а затем и промышленный узел Нижнего Поволжья. Товары, идущие с верховьев Волги, здесь перегружались на фуры и далее следовали в Донбасс и на Кавказ. Значение торговых путей между Волгой и Доном, по которым вереницей шли торговые обозы, вновь стало возрастать.
Развитие торговли способствовало бурному росту транспорта и промышленности. В 1868 году было начато строительство железной дороги, которая соединила город с центральными районами страны, а позже с Балтийским побережьем и Ригой. За короткое время город превратился в мощный узел железнодорожных и судоходных путей. Перевалка леса, соли, зерна, нефтепродуктов, рыбы приносила торговым, железнодорожным и судоходным компаниям огромные прибыли. Царицынское купечество называло свой город русским Чикаго.
Материалы по географии:
Географическое положение, общие сведения
Соединенные Штаты Мексики занимают пятое место по площади территории (1958,2 тыс. кв. км) среди стран западного полушария и являются одним из крупнейших государств Латинской Америки. Страна омывается Тихим и Атлантическим океанами. На севере страна граничит с США (2,6 тыс. км), на юго-востоке – с Б ...
Исходные материалы и методика их обработки
Для изучения закономерности распределения метеовеличин и показателя преломления воздуха летом были использованы результаты, полученные в июле 1977г. на высотной метеорологической мачте (ВММ) в городе Хабаровск (данные были взяты из «Материалов высотных метеорологических наблюдений» [3]). Эти резуль ...
Состояние и перспективы освоения Арктического
шельфа
В настоящее время с освоением Мирового океана связывают решение четырех основных проблем, имеющих первостепенное значение для дальнейшего развития общества: увеличение добычи минерального сырья, использование энергии океана, обеспечение продуктами питания и размещение населения. Шельф, как самая до ...