Нефтяная промышленность - это отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, переработку нефти и транспортировку по трубопроводам.
Нефтяной комплекс — это важный районо- и системообразующий фактор. От его развития зависит не только уровень энергоснабжения всей страны, но и стабилизация экономической ситуации на разных уровнях — от локального до федерального.
Добычу нефти в разных объемах ведут почти в 30 субъектах Федерации однако не во всех из них нефтяной промышленности принадлежит ведущая роль.
Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не получили должного развития в отечественной промышленности.
В настоящее время в развитии нефтяной отрасли страны выделяются следующие проблемные места:
- ухудшение качества запасов нефти. Сегодня в России осталось не более 30% запасов легкой нефти, остальные 70% – это запасы трудноизвлекаемой нефти. В добыче же соотношение обратное, из-за чего опережающими темпами растут запасы тяжелой нефти. Кроме того, на старых месторождениях Западной Сибири добыча начинает падать, а на новых месторождениях Восточной Сибири извлекать ее значительно сложнее, кроме того там предстоит создавать инфраструктуру;
- сокращение объемов геологоразведки. Эта деятельность по-прежнему остается малопривлекательной для бизнеса, у нефтяных компаний просто-напросто отсутствуют стимулы заниматься разведочным бурением, развивать добычу на шельфе. Между тем эксперты предупреждают, что уже в 2013 году в стране может начаться падение добычи нефти;
- монополизация нефтяной отрасли. Отсутствие конкуренции, к примеру, влечет рост маржи переработки, что убивает на корню стимулы к повышению эффективности НПЗ;
- отсутствие продуманной государственной политики в отношении малой нефтедобычи. Если в 2000 году малые НК осуществляли 10% общероссийской добычи, то по итогам 2010 года – лишь 4%. О них вспоминают лишь в связи с форс-мажорными обстоятельствами, например, в период топливного кризиса конца 2010-го - начала 2011 года. Малым НК для развития нужны НПЗ, квоты на переработку «независимой» нефти и т.д.;
- проблемы налоговой системы. Она построена таким образом, что чем выше цена на нефть, тем меньше остается прибыли у компании. Как отмечает министр энергетики Сергей Шматко, при нынешней налоговой системе нерентабельны для разработки 90% запасов новых месторождений и 30% на уже разрабатываемых месторождениях. Нельзя сказать, что правительство совсем ничего не делает: начато точечное и временное снижение налогового бремени (для определенных месторождений), введена новая схема расчета пошлин на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов «60-66» и пр. Но разовыми мероприятиями здесь не обойтись, компании должны осуществлять долгосрочное планирование, привлекать для разработки месторождений огромные инвестиции;
- нефтяные компании «проедают советское наследство», все НПЗ созданы еще при СССР. В стране за последние два десятилетия построен только один завод – ТАНЕКО (мини НПЗ не в счет). Справедливости ради следует отметить, что многие старые заводы были капитально модернизированы;
- нехватка ведущих высококвалифицированных специалистов по развитию инфраструктуры отрасли;
- проблемы с внедрением перспективных технологий добычи и переработки нефти. Вводимые мощности в стране зачастую не являются новыми, а технологии передовыми;
- морально устаревшее нефтеперерабатывающее оборудование, износ которого составляет более 50%. Приобрести новое в России невозможно, так как оно просто не производится;
- отставание отечественной нефтепереработки. В России действует 27 крупных НПЗ и около 200 мини-НПЗ. Суммарная мощность нефтепереработки составляет всего 270 млн. тонн год.
Структура производства продукции на российских НПЗ практически не изменилась, так, доля выработки топочного мазута составляет 28%, что в несколько раз выше мировых показателей (в США – менее 5%, в Западной Европе – 15%).
Что касается качества нефтепродуктов, то в стране крайне низкий уровень переработки нефти. Достаточно сказать, что доля бензина класса Евро-3, Евро-4, составляет всего 38%, а доля дизельного топлива стандарта Евро-4, Евро- 5 – всего лишь 18%. Где крупные российские химические компании? В топ-50 есть китайские, корейские, индийские, бразильские, мексиканские, но нет ни одной российской. Конечно, переработка нефтяного сырья на российских НПЗ постепенно растет, предполагается увеличение глубины переработки нефти до 85%, планируется, что к 2020 году 80% выпускаемого бензина и 92% дизельного топлива будут соответствовать Евро-5;
Материалы по географии:
Социальная сфера
Общая численность экономически активного населения: 24.86 миллиона (на 2007 г.). В настоящее время региональные диспропорции Италии в структуре занятости населения заключаются в следующем[5]: 1. Различия между Северо-Западным и Северо-Восточным регионами сохраняются незначительные. Процент занятых ...
Границы и оборонное строительство Китая
Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В "Конституции КНР" и разработанном в соответствии с конституцией "Законе об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защи ...
Транспортная доступность из России в Испанию (для субъектов РФ – из Нижнего
Новгорода). Стоимость проезда. Стоимость туров
Спецпредложения по турам в Испанию ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ИСПАНИЯ Дата заездов: с 30.11.07 по 30.12.07 Кол-во дней: 8 Стоимость: DBL: 735 у.е. SGL: 935 у.е. МАГИЧЕСКАЯ БАРСЕЛОНА Дата заездов: с 8.12.07 по 29.03.08 Кол-во дней: 5 Стоимость: DBL: 645 у.е. SGL: 855 у.е. MEDITERRANEAN LEGEND Дата заездов: с 29.1 ...