В настоящее время география нефтедобывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов [3].
По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Сейчас сеть магистральных нефтепроводов обеспечивает поставку свыше 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.
На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.
Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны и северному морскому пути [5].
Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. Всего за 12 месяцев 2011 года портом прокачено и перевалено на экспорт 75,1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы [11].
Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.
Приморск - самый крупный балтийский нефтяной терминал, находящийся на российской территории. Ориентирован на транспортировку сырой нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья и дизельного топлива от Ярославского, Рязанского и Нижегородского НПЗ.
Приморск является самым крупным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. В 2010 году через порт было отгружено более 77 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе 71,731 млн. тонн сырой нефти и 5,835 млн. тонн дизельного топлива.
Также большое значение имеет Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2010 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть [13].
В ноябре 2000 г. «ЛУКойл» открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.
На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен «ЛУКойлом» и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизмещением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США [19].
«Роснефть» планирует инвестировать приблизительно 15 млн. долл. в модернизацию терминала в Архангельске с целью удвоения его пропускной способности (с 2,5 млн. до 4,5 млн. т в год). Но зимой этот терминал часто испытывает проблемы, так как не хватает ледоколов, чтобы освобождать арктический порт ото льда.
Порт Витино расположен на юго-западном побережье Кандалакшинского залива на Белом море. Пропускная способность порта - 4 млн. т. Сырая нефть поступает в Витино по железной дороге, откуда отправляется небольшими танкерами водоизмещением до 70 тыс. т в Мурманск, где перегружается на крупные танкеры и затем экспортируется в Европу или США. Объем перевалки светлых нефтепродуктов через порт «Витино» составит в 2010 году около 4,585 млн. тонн, что на 5,2% выше уровня 2009 года.
Мурманский порт будет иметь несколько преимуществ. Первое - огромная потенциальная пропускная способность в 60-120 млн. т. Второе - круглогодично свободное ото льда море в отличие от портов, расположенных на востоке Балтийского моря. Третье - защищенная гавань и уникальные глубины Кольского залива позволят загружать танкеры водоизмещением 300 тыс. т. Четвертое - самый экономный транспортный маршрут. Транспортировка тонны нефти этим маршрутом из Сибири в США будет стоить 24 долл., тогда как через нефтепровод «Дружба-Adria» - 29,5 долл., через каспийский трубопровод - 29,9 долл. Реализация проекта началась в 2004 г. и закончится в 2007 г. [30].
Россия продолжит сокращать зависимость от транзита нефти через страны Балтии: «Транснефть» стремится «отобрать» у балтийских операторов плату за транзит и портовые платежи. Нефтяной транзит через страны Балтии или любые другие государства будет действовать только как дополнительный маршрут для случаев, с которыми российские терминалы не смогут справиться самостоятельно. Роль балтийских портов в российской нефтяной экспортной логистике уменьшится, если будет построен Мурманский порт [17].
Материалы по географии:
Обобщенные проблемы малых городов России
Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы: n недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов; n низкий технический уровень основной массы производственных объектов; n слабое использование местных ресурсов и возм ...
Теория экономического ландшафта А. Лёша
Тематика пространственного моделирования систем городов получила дальнейшее развитие в работах А. Лёша. Его модель, опубликованная в конце 30-х годов, основана на достаточно сложной системе уравнений пространственного равновесия, описывающих пространственную локализацию функций городов. Лёш дает эк ...
Глобальные
демографические кризисы и тенденции XX века
В течение XX века Россия пережила четыре глобальных демографических кризиса — периода катастрофического снижения рождаемости при одновременной высокой смертности населения: ¾ Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война (1915—1922) ¾ Голод в СССР 1932—1933 ¾ ...