Самарская область обладает мощным промышленным потенциалом. Здесь ежегодно добывают порядка 7-8 млн. т нефти (23% от итога по стране). Начальные извлекаемые ее ресурсы оценивают в 1,7 млрд. т. Преобладают легкие нефти. Выработанность месторождений в среднем составляет 77%. Добычу ведут на 109 мелких и средних месторождениях, наиболее значительные из них - Мухановское и Белозерско-Чубовское. Через Самapy проходит трансроссийский нефтепровод «Дружба» - один из основных экспортных путей российской нефти.
В области находятся три крупных НПЗ - в Самаре, Сызрани и Новокуйбышевске.
Запасы нефти есть во всех областях, входящих в состав Поволжья. Они (без Татарстана и Самарской области) достают 2 млрд. т. Добычу в них ведут на мелких и средних месторождениях с выработанностью 70-85%. Наиболее значительна она в Волгоградской (1,2%) и Астраханской областях(1%). В Ульяновской, Саратовской и Пензенской областях добыча имеет локальный характер. Увеличивать добычу здесь планируют благодаря применению новых технологий и вводу в эксплуатацию глубоколежащих месторождений, особенно в Волгоградской и Саратовской областях. В Ульяновской области в перспективе предполагают разрабатывать битуминозные породы, запасы нефти в которых очень существенны [6].
С ростом добычи нефти в Каспийском море и созданием Каспийской трубопроводной системы в территориально-производственной структуре нефтяной промышленности резко возросло значение Астраханской области. Добыча нефти в области развивается динамично, полностью удовлетворяя ее потребности и поставляя излишки в другие регионы России и на экспорт.
Сейчас в Поволжье работают 10 НПЗ, доля продукции, которых составляет 17,5% от итога по стране. Они занимают второе место в России по выпуску нефтепродуктов. Глубина переработки па них в среднем составляет 60% [14].
Уральский экономический район занимает третье место в стране по нефтедобывающим мощностям (12,5%) и первое место по нефтепереработке. Несмотря на значительные энергоресурсы, его традиционно относят к энергодефицитным районам из-за высокой энергоемкости сосредоточенных здесь отраслей обрабатывающей промышленности.
Основным нефтедобывающим ареалом в Предуралье стал Башкортостан (4%), добыча в котором сосредоточена на Туймазинском, Ишимбайском, Арланском и Чекматушевском месторождениях. Добыча нефти, несмотря на широко применяемые новые технологии и крупные запасы (2,2 млрд. т), постоянно падает. Республике приходится ввозить и нефть, и конденсат (около 10 млн. т. в год).
Большие запасы нефти (900 млн. т) обнаружены в Удмуртии. Добычу здесь (2,5% от итога по стране) ведут на 38 месторождениях. Наиболее значительные из них - Арланское и Чутпырско-Киенгопское, выработанность на которых соответственно составляет 82 и 54% [6].
Крупными центрами добычи нефти в Предуралье являются Пермская и Оренбургская области (по 3% каждая), запасы ее в которых соответственно составляют 1,3 и 1,7 млрд т. Степень выработанности основных разрабатываемых месторождений в Пермской области (Уньвинское, Ножовское и Павловское) составляет 50%, а в Оренбургской (Сфочинско-Никольское, Ростошинскюе и Бобровское) - 42%.
Как и Поволжье, Уральский экономический район избыточен по мощностям нефтепереработки (24,3% от итога по стране). Здесь действует комплекс из четырех НПЗ в Уфе, имеющий все виды переработки, а том числе и углубленной. Глубина переработки на этих заводах колеблется от 68% на «Уфанефтехим» до 75% на Уфимском НПЗ. Имеются также НПЗ в Перми с глубиной переработки 78% и НПЗ глубокой переработки в Орске, куда поставляют легкую нефть из Тенгиза (Казахстан).
Северный экономический район, на долю которого приходится 3,8% нефтедобычи страны, занимает первое место в европейской части России по степени обеспеченности всеми видами топливно-энергетических ресурсов. В районе формируется крупная база по добыче углеводородного сырья, причем не только на суше, но и в шельфовой зоне Баренцева моря, где располагается Штокмановское месторождение, относящееся по категории запасов к крупнейшим (таблица 2).
Материалы по географии:
Транспортный комплекс
Транспортная система Астраханской области включает все виды современного транспорта- железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. Отличительной особенностью транспортной системы области ...
Место экомузеев в системе сохранения и использования этнокультурного
наследия
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время все меньше информации о малочисленных коренных народах Кемеровской области. Объектом исследования дипломной работы являются экомузеи Кемеровской области. Предметом исследования работы является выявление особенностей этнографических экспозиц ...
Характеристика Фрунзенского района города Минска
Фрунзенский район является самым большим из девяти районов города Минска. Фрунзенский район образован 17 апреля 1951 года. Назван в честь М. В. Фрунзе. В современных границах с 1977 года. Район занимает северо-западную часть города. С северо-востока граница проходит по ул. Тимирязева, от ул. Вороши ...