Детальные исследования динамики положения верхней границы фаций путем анализа распределения параметров, характеризующих аэромассы (температура, влажность воздуха, скорость ветра), производились в течение длительного промежутка времени только на Марткопском физико-географическом стационаре, поэтому наиболее достоверные расчеты количества аэромассы имеются лишь для предгорно-степных ландшафтов Центрального Закавказья. Так как рассматриваемые ПТК расположены на высотах 900—1000 м, плотность аэромасс была принята равной 1,11*10-3 г/см3. Изменение плотности воздуха, связанное с температурой, не учитывалось.
Анализ динамики количества аэромассы в разных фациях Марткопского стационара в течение года показывает, что она в основном связана с состоянием растительного покрова, в частности с его фитомассой. Для аэромассы характерна значительная разница в их количестве для различных фаций. Однако эта динамика не повторяет полностью ход кривой количества фитомассы. Имеются различия. Это объясняется тем, что количество аэромассы зависит не только от фитомассы, но и их проективного покрытия. Например, в лощинах с лесными дериватами количество фитомассы изменяется в течение года сравнительно мало, так как эта динамика связана в основном с листьями, а они составляют не более 5 % от общей фитомассы. В то же время листья создают значительное проективное покрытие и, следовательно, сильно трансформируют воздушные массы. Поэтому разница в количестве аэромассы увеличивается. В степных и луговых ПТК аэромассы зависят не только от фитомассы, но и от мортмасс ветоши и подстилки, т. е. от суммарного количества вещества органического происхождения в надземной части ПТК. Максимумы и минимумы количества аэромассы часто не совпадают с аналогичными показателями фитомассы. На положение верхней границы фации сильно влияет динамика погодных условий. Количество аэромассы оказывается связанным не только с фитомассой, но и с целым рядом других факторов.
Расчет количества аэромассы в лесных ПТК вызывает наибольшие сложности. Это связано с тем, чтореальных определений высоты верхней границы фаций с лесной растительностью еще никто не производил. В экологической литературе имеются сведения о наблюдениях на специальных вышках, но они обычно лишь не намного выше лесного покрова, и поэтому эти данные непригодны для определения верхней границы. В настоящее время количество метеорологических вышек, превышающих высоту леса в два раза и более, во всем мире не больше одного-двух десятков. При этом на них не производится тот комплекс наблюдений, который позволяет определить верхнюю границу фаций с лесной растительностью. Поэтому при расчете количества аэромассы в лесных ПТК приходится удовлетворяться предположением, что так же, как в ПТК с травянистой, кустарниковой и низкорослой лесной растительностью, в лесных фациях высота верхней границы проходит на двукратной высоте наиболее высоких деревьев.
Но как производить расчет аэромасс в тех ПТК, где растительность отсутствует или играет незначительную роль, т. е. в обнажениях, пустынях и ледниках? Этот же вопрос относится к тем ПТК, которые зимой полностью покрыты снегом, т. е. к степным, луговым, полупустынным фациям. Микроклимат этих ПТК изучен значительно лучше, чем в лесных фациях. Наблюдения показывают, что верхняя граница ПТК в ясные безветренные дни проходит на высоте 1—3 м. Соответственно количество аэромассы в этих ПТК колеблется в пределах 10—35 т/га.
Связь количества аэромассы с мощностью ПТК (природно-территориального комплекса), плотностью воздуха и скоростью ветра
Прежде чем проанализировать связь аэромассы с другими геомассами, напомним, что количество аэромассы зависит от плотности воздуха и мощности (толщины) надземной части вертикального профиля ПТК. Если кроме «мгновенного» количества рассчитывать еще и количество аэромассы в какой-то определенный промежуток времени, то к названным факторам необходимо добавить скорость ветра и интенсивность турбулентного потока.
Материалы по географии:
Транспортный комплекс
Транспортная система Астраханской области включает все виды современного транспорта- железные дороги, морские пути сообщения и порты, внутренние судоходные пути и порты, автомобильные дороги, воздушные трассы и аэропорты, нефте- и газопроводы. Отличительной особенностью транспортной системы области ...
Виды природных ресурсов
Разнообразие тектонической структуры и сложность геологического развития, обширность территории Казахстана создали условия для формирования многих природных ресурсов. Так, на просторах Казахстана разведаны и изучены богатейшие месторождения ископаемых органического и неорганического происхождения, ...
Государства Средней Азии - Узбекистан, Туркмения,
Таджикистан, Киргизия
экономическая география россия население потенциал Средняя Азия от Каспийского моря на зап. до границы с Китаем на вост. Большая часть СА занята Туранской низменностью. Узбекистан в центре СА. 447,4 т.кв.км. Нас. 18 млн.чел. 12 обл., 155 р-нов., 123 города. Столица - Ташкент. Больш. частью У. распо ...