Анализировавшиеся А. Лёшем процессы размещения производства и населения не охватывали характерные для СССР ситуации ускоренной индустриализации и урбанизации[6]. Уже сам факт, что в книге А. Лёша не было ни одного упоминания об СССР, не способствовал «узнаванию» в ней «своих» проблем.
О. Пчелинцев отмечает такую историческую закономерность, не укладывающуюся в теоретические схемы А. Лёша. В возникновении и быстром росте городов СССР особо важную роль играли не обслуживающие, а «спорадические» отрасли промышленности с преобладанием крупных специализированных предприятий (добывающая промышленность в восточных и северных районах, новые отрасли машиностроения и химической промышленности). Эти градообразующие отрасли затем притягивали предприятия отраслей обслуживания, отклоняя их географию от правильной геометрической формы. Соответственно «неправильно» (в сравнении с рыночными сетями А. Лёша) формировалась и структура расселения. Иначе (по сравнению с теорией А. Лёша) выглядела и роль транспорта, особенно на Севере и Востоке. Строительство железнодорожных магистралей в большей степени влияло на формирование сети городов, чем наоборот (поскольку транспорт часто выступал как районообразующий фактор, а уже затем – как обслуживающий). Ю. Саушкин также делал вывод, что размещение населенных пунктов в промышленных районах и на территориях пионерного освоения не укладывается в геометрию В. Кристаллера и А. Лёша [17, с. 275]. Вместе с тем он приводил другие примеры, подтверждавшие теорию А. Лёша (Центральная Индия с равномерно заселенной сельской местностью).
Итак, попытка ответить на вопрос о жизни идей А. Лёша в СССР выявляет многоплановую, отчасти противоречивую картину. Но ведь и советская экономика несла в себе много противоречий; ее ожидали неизбежные перемены.
леш географический хозяйство пространственный
Материалы по географии:
География путей сообщения и транспорта
Венгрия располагает хорошо развитой сетью транспортных коммуникаций. Протяженность дорог общего пользования более 30 тыс. км, 90% из них имеют твердое покрытие. Протяженность железных дорог — 7,8 тыс. км (электрифицировано — 31 %). Ведущая железнодорожная компания Magyar Államvasútak. ...
Климатический пояс и краткая характеристика климата: средняя температура
января и июля, преобладающие ветры, годовое количество осадков, их сезонность,
коэффициент увлажнения
Климат умеренно-континентальный. Характерной особенностью климата является жаркое лето и умеренно холодная зима. Весна теплая и продолжительная, но возврат холодов и заморозков довольно частое явление. Последние заморозки нередко приходятся на первую декаду мая. Средняя температура января -5 °С (в ...
Зоны влияния, иерархия и система городов
Определяющую роль в экономической судьбе города играют его связи с национальной (и мировой) экономикой. Активность города в качестве поставщика или рынка сбыта, как конечной продукции, так и факторов производства характеризуется его зонами преимущественного влияния. При формировании этих зон весьма ...