альпийские горы ландшафт рельеф
Основное внимание геоморфологических исследований сконцентрировано на связях между формами рельефа Альп и образующими их процессами.
Так, ледниковые, речные, склоновые и морские процессы связаны с присущими им типичными формами рельефа. Климат и геология, в том числе литология, структура и тектоника,— вот два основных переменных фактора, влияющих на природу этих связей. Различные сочетания процессов и форм рельефа обусловлены климатом и характерными геологическими условиями. В одном и том же месте относительное значение этих основных переменных факторов со временем может меняться, и, поскольку ландшафты в большинстве своем содержат старые формы рельефа, подобные изменения необходимо иметь в виду. Глубокое научное понимание Альпийского рельефа зависит от реальных представлений о роли климата, геологии, формы, процесса и времени.
В средние века единство этих пяти факторов признавалось на библейской основе. Позже, а особенно с начала XIX в., в центре внимания поочередно оказывались то один, то другой фактор, при этом изучали возможности каждого из них и определяли его пределы.
Сначала исследования основывались главным образом на полевых наблюдениях за формами рельефа и связанными с их созданием процессами, но затем наступила теоретическая стадия, при этом особо выделилась роль времени, климата и структуры. В настоящее время появилась тенденция снова объединить все пять факторов. В основе ее лежит системный анализ. Однако в истории исследования рельефа Альпийских гор нельзя ограничиться только хронологической последовательностью в смене представлений: почти всегда в одно и то же время существовали разные точки зрения[7].
Выделяется два крупных орографических участка: Западные Альпы (Французско-Итальянские и Швейцарские) и Восточные Альпы, граница между которыми проходит по трансальпийской зоне разломов, от Боденского озера к Заднему Рейну, перевалу Шплюген и озеру Комо.
Наиболее высоки в Альпах хребты осевой (или кристаллической) зоны. В краевых зонах (известняковых и флишевых) преобладают средневысотные хребты. В Западных Альпы хребты осевой зоны круто обрываются к Венециано-Паданской равнине, а с севера и запада обрамлены полосой более низких краевых хребтов и хорошо выраженных предгорий.
Осевая зона Западных Альпы слагается из Приморских, Котских Альпы, массива Пельву, Грайских, Савойских Альпы с массивом Монблан, Пеннинских, Лепонтинских, Бернских и Гларнских Альпы, а краевая зона - из Французских Известняковых Альпы (хребет Веркор и др.) и Швейцарских Предальпийских Восточных Альпы в целом ниже, но шире, чем Западные Альпы Высокогорная цепь в них лредставлена Ретийскими, Эцтальскими, Циллертальскими Альпы, Высоким и Низким Тауэрном.
Хребты осевой зоны обрамлены известняковыми хребтами как с севера (Альгёйские Альпы, Карвендель, Зальцбургские Альпы, Австрийские Известняковые Альпы и др.), так и с Ю. (Бергамские, Доломитовые, Карнийские, Юлийские Альпы и др.).
Многочисленные глубокие поперечные и продольные долины ведут к относительно легкодоступным перевалам (табл. 1.1.) [9].
Таблица 1.1
Важнейшие перевалы
Название |
Высота над уровнем моря (м) |
Местоположение |
Транспортное значение |
Тенда |
1870 |
Приморские Альпы |
Шоссе и ж. д. Турин (Италия) - Ницца (Франция) |
Фрежюс |
2538 |
Котские Альпы |
К В. от перевала по Мон-Сенискому туннелю проходит ж. д. Турин (Италия) - Лион (Франция) |
Мон-Сени |
2083 |
Между Котскими и Грайскими Альпы |
Шоссе Турин (Италия) -Лион (Франция) |
Малый Сен-Бернар |
2188 |
Между Грайскими Альпы и массивом Монблан |
Шоссе Аоста (Италия) - Альбервиль - Гренобль (Франция) |
Большой Сен-Бернар |
2469 |
Зап. окраина Пеннинских Альпы |
Шоссе Аоста (Италия) - Мартиньи-Виль - Лозанна (Швейцария) |
Симплон |
2005 |
Между Пеннинскими и Лепонтинскими Альпы |
Шоссе Милан -Домодоссола (Италия) – Бриг-Лозанна (Швейцария). К В. от перевала по Симплонскому туннелю проходит ж. д. между этими же пунктами |
Сен-Готард |
2108 |
Лепонтинские Альпы |
Шоссе и (в туннеле) ж. д. Лугано - Беллинцона (Италия) - Альтдорф - Цюрих (Швейцария) |
Сан-Бернардино |
2065 |
Лепонтинские Альпы |
Шоссе Лугано-Беллинцона (Италия) - Кур (Швейцария) |
Бреннер |
1371 |
Между Эцтальскими и Циллертальскими Альпы |
Шоссе и ж. д. Больцано (Италия) - Инсбрук (Австрия) |
Материалы по географии:
Геоклиматическое положение города
Тюмень и ее окрестности расположены вдали от океанов и морей, на западной окраине азиатской части России. Климат здесь континентальный, он зависит от физических свойств воздушных масс Азиатского материка и атмосферных явлений, приходящих из Европы. Тюмень не защищена горами ни с севера от внезапног ...
История экономики Японии
Япония – самобытная страна, которую отличает уникальность исторического, культурного и экономического развития. Необычность экономики Японии во многом определилась общими традициями и менталитетом отдельно взятого среднего японца. Каких-то 150 лет назад Япония была закрытым феодальным государством, ...
Географическое положение
На территории Республики Саха (Якутия) площадь тундровой зоны значительная. Ключевой участок выбран вблизи посёлка Юрюнг-Хая в долине реки Анабар. Республика Саха (Якутия), окрестность в районе долины реки Анабар, центр участка с координатами 720 852551 с.ш., 1130153687 (условное название «Юрюнг-Ха ...